Из-за кулис
- Разделы Новости детской международной театрально-лингвистической школы English City
Автор: Алина Хабибулина
Сегодня вашим постоянным спутником будет девушка по имени Анна.
Место, в которое вам предстоит отправиться, довольно специфично: там, в одном из не очень приметных домов близ метро Политехническая, находится вполне приметная Театрально-языковая студия English City. Гостей встречает выполненный в тёплых тонах вестибюль, но, чтобы пройти через него, нужно надеть бахилы – не нести же заразу с улицы.
Анна работала в лагере с 2017 года, и за это время поставила более тридцати спектаклей на английском языке.
«Специально для занятий в студии несколько произведений было адаптировано таким образом, чтобы у каждого ученика была хотя бы одна реплика, даже если актёр совсем юный и плохо владеет английским, хоть одна фраза у него, но будет».
Из зала доносятся приглушённые голоса – дети потихоньку начинают собираться. Вместе с Анной входите в небольшую комнату, выполненную в трёх цветах: чёрном, красном и белом. «Как в “Алисе в Стране Чудес”», – замечает мальчик Коля ваш любопытный взгляд. Коля занимается здесь с сентября, но уже начал замечать прогресс в изучении английского и актёрском мастерстве.
«Я узнал об этой студии из лагеря. Приехал туда в девятнадцатом году, а оказалось, что театр существует и вне лагеря. Я ещё не решил, хочу ли я связать свою жизнь с театром, но звучит это интересно. Потом же можно стать и киноактёром, я думаю, это классно: твоё лицо, твои эмоции на экране крупным планом, и зрители прямо проникаются твоими чувствами… ну и конечно, когда читаешь отзывы о фильме и понимаешь, что, да, я там был»!
Зал – наклонное помещение с прожекторами, направленными к сцене. Юные актёры уже собрались, можно начинать. К сожалению, из-за пандемии их не так много, но энтузиазма им не занимать.
Сначала идёт простая разминка, а потом упражнения на дыхание. Среди ребят выделяется один мальчик лет десяти – Матвей. Сегодня его первый день в студии, и задания он выполняет пока неуверенно, но увлечённо.
«Меня сюда привела мама», – признаётся молодой человек. – «У нас в школе нет никаких похожих кружков, а жаль. Думаю, круто быть актёром, но для этого нужно долго учиться».
Ребятам задавали выучить некоторые этюды. Они немного стесняются, ведь многие ходят сюда недавно и выступать на публике пока не привыкли. Анна подбадривает их и просит быть более раскрепощёнными: «Ваши голоса должны быть слышны даже из дальних рядов зала». Постепенно юные актёры входят в раж, их действия становятся увереннее.
«С утверждениями, что дети не умеют играть, я категорически не согласна», – говорит Анна. – «Любой взрослый, если вспомнит себя ребёнком, поймёт, что игра – самое интересное, что было в жизни. Театр – тоже своего рода игра, но с определёнными правилами. Просто, если ребёнок совсем маленький, то его игру нужно направить в нужное русло. Например, если мы инсценируем драку, и ребёнок заигрался, нужно быстро переключить его внимание на что-то другое».
Далее идёт комплекс заданий на концентрацию. Они требуют не только умственной, но и физической нагрузки. На этот раз разучиваются упражнения с мячом, параллельно с которыми нужно произносить слова скороговорки. Так ребёнок будет развивать внимание и речевой аппарат. В понедельник у них английский, и реплики, которые они будут разучивать, тоже будут на английском, при этом слова будут сопровождаться действиями, так что концентрация им пригодится.
«Многие ребята говорили, что занятия в театрально-игровой форме положительно повлияли на их успеваемость в школе, и, что самое главное, дали стимул учиться чему-то самостоятельно. Конечно, и сам театр благотворно влияет на ребят: все эти учебники и бесконечная зубрёжка напрочь убивают у детей фантазию, по своему опыту знаю. Здесь же происходит выплеск эмоций, и ты уже не скромная девочка, а настоящий хулиган или аристократическая особа», – смеётся Анна.
После небольшого перерыва идёт задание на развитие интуиции. Теперь от юных актёров требуется найти, у кого находится их личный предмет. Казалось бы, задание лёгкое и несерьёзное, но всё не так просто: лица «воров» должно быть абсолютно непроницаемым. Ребятам нужно буквально «считывать» информацию по каким-то совсем неприметным знакам или вовсе опираясь на своё шестое чувство – ведь на сцене, да и в жизни, часто придётся делать что-то наощупь, импровизировать, если что-то пошло не так или если персонаж совершенно тебе не свойственен. Готовым нужно быть ко всему.
«Сложно сказать, какой из спектаклей был самым запоминающимся, все они по-своему особенны. Ну, из недавнего могу вспомнить «Орфея и Эвридику» и «Психею» … древнегреческие мифы почему-то прямо-таки увлекли нас с ребятами. В этот раз были довольно взрослые ребята, первый и второй отряды, 43 человека, а моя задача как режиссёра состояла в том, чтобы раскрыть их всех. Было непросто, но результат превзошёл все ожидания. В этом году ставили «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери, в этот раз участвовало 50 человек. Поставили спектакль за две недели, сделали «театр + кино», так как из-за пандемии нельзя было приезжать в лагерь, благо ребята отнеслись серьёзно. От их желания вообще много что зависит, некоторые, – те, кто приехал показать себя, – вдохновляют более стеснительных своих товарищей».
Ещё несколько заданий, задачей которых является развитие координации, внимательности. Ребята иногда ошибаются, немного смущаются, но продолжают пробовать до тех пор, пока не получится.
Занятие заканчивается. Дети весело переговариваются между собой. Откуда-то слышен высокий девичий смех – у пары девочек примерно лет двенадцати ещё остаются силы на беготню, благо помещение не травмоопасно.
Обе девочки – Лиза и Даша – собираются стать актрисами театра.
«Мы, конечно, хотим подтянуть английский, что кстати уже получается, – но и хорошо поставленная речь, и умение правильно брать дыхание нам тоже по-любому пригодятся», – смеются девочки.
Прощаясь с Анной и покидая студию, вы думаете о том, какое всё-таки замечательное время – детство, и о том, что театр и кино, похоже, в надёжных руках.
Предыдущая запись