mel1

АЛЕКСАНДР МЕЛЕНТЬЕВ

Родился 10 декабря 1944 года в г. Махачкале Дагестанской АССР, в семье служащих (мать – учитель русского языка и литературы, отец – врач). Детство прошло в семье дедушки, где все много читали, слушали музыку, говорили на трёх языках.

После школы-семилетки окончил Дагестанский Механический техникум, работал на заводе техником – конструктором.

В 1964 году поступил в Ленинградский Кораблестроительный институт на приборостроительный факультет.
Играл в КВН, писал сценарии, ставил спектакли. Руководил студенческим театром ПФ (приборостроительного факультета).

В 1971 году окончил институт и вернулся в Дагестан, работал инженером на заводе «Дагдизель».
В 1973 году сбежал на республиканское телевидение редактором молодежных программ, а затем перешел в литературно-драматическую редакцию ассистентом режиссера.

В 1978 году поступил в ЛГИТМиК на курс Д.И. Карасика.

Поводом для принятия такого решения послужили два события:
– знакомство с А.И. Кацманом, который привез в Махачкалу свой выпускной курс (в качестве телевизионного режиссёра снимал в павильоне студенческие спектакли «Люди и мыши» и “Наследники Рабурдена”)
– учеба на Курсах повышения квалификации Гостелерадио СССР в Москве, где проходил практику на съемках телеспектакля «Острова в океане» у А.В. Эфроса.
Поступив в институт, набрал при Дагестанском телевидении «Телетеатр-студию», где, собственно, и учился профессии в промежутках между сессиями.

Студия работала вплоть до 1993 года – до отъезда из Дагестана.
Шестеро студийцев в разное время поступили в ЛГИТМиК, двое – в Щукинское училище на режиссерский курс.

Работа на провинциальном телевидении – даже на большой стандартной республиканской студии – не позволяет узких специализаций. Режиссеры должны быть взаимозаменяемы, должны уметь все.

Именно поэтому список работ в резюме А. Мелентьева так пестр и эклектичен.
А.Мелентьеву повезло – он начал режиссёрскую карьеру на «живом» телевидении и прошёл весь путь от прямого эфира, от черно-белого экрана через освоение цвета, видеозаписи, примитивного монтажа до сегодняшнего цифрового телевидения.

Кроме того, работа в системе Гостелерадио СССР предполагала постоянные обмены – обмены программами, обмены специалистами.

Работая в Махачкале, кроме обычных программ литдрамредакции местного вещания – регулярно выполня заказы Дирекции местных программ Центрального Телевидения, Главной редакции народного творчества. Это и спектакли (например, «Остров женщин» Р.Газматова) и музыкальные программы («Товарищ песня», «Мелодии лета. Мурад Кажилаев»), фольклорные программы («Вместе – дружная семья»), спортивные (трансляции на Интервидении последнего чемпионата СССР по вольной борьбе из Махачкалы).

Фестивальное вещание на Первой программе ЦТ в 1985 году открывалось программой «Возьмемся за руки, друзья», сделанной А.Мелентьевым в Махачкале, а закрывалось трансляцией Международного студенческого бала из концертного зала «Россия», которую он вёл из передвижной телевизионной станции, работая уже в Москве в фестивальной команде Главной редакции Молодежных программ Останкино.

Сотрудничал А.Мелентьев и с Главным управлением внешних сношений Гостелерадио СССР – несколько его телеочерков прошли в США в программе «Родина» на общенациональном канале «THE MONITOR CHANAL» (Бостон).

Во второй половине 80-х годов А.Мелентьев организовал в Гостелерадиокомитете экспериментальное творческое объединение, где проверялись новые творческие и производственные отношения, создавались новые программы.

Короткое время был Главным режиссером Дагестанского телевидения.
Прошел все тарификационные ступени от ассистента до режиссера высшей категории.
В самые трудные годы – начало 90-х – был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Дагестана».
В 1994 году А.Мелентьев переехал в Санкт-Петербург и стал работать режиссером в Дирекции «Санкт-Петербург» Российского телевидения (в штате).

С программами «Новое Пятое колесо», «Российский курьер», «Малые города России» объездил почти всю страну, снимая очерки и видеофильмы о жизни людей в разных уголках России.
Снимал игровой сериал для детей «Загадки доктора Никодима», где были заняты лучшие актеры Петербургских театров.

Снимал программы и видеофильмы о выдающихся деятелях искусства – Гинкасе, Архиповой, Рузиматове, Гергиеве и других.
Последние два года выпускал цикловые программы «Век Русского музея» с В.А. Гусевым и «Академия художеств».
С 2003г. является постоянным режиссёром трансляций крупнейших международных событий в Петербурге, которые проводит Российское телевидение – 300-летие города, Саммит G-8, ежегодные Международные экономические форумы.

Параллельно работал в студии «Петербург – 5 канал» (по договору). Снимал программы и концерты выдающихся музыкантов и видеофильмы о музыкантах. Среди его героев сэр Джон Шолти, Ю. Темирканов, М. Янсонс, Д. Башкиров, Г. Свиридов и многие другие.

С момента переезда в Петербург – с 1994г.- по рекомендации своего учителя Д.И.Карасика был приглашён в Санкт-Петербургскую Театральную Академию (бывший ЛГИТМиК) педагогом на курс режиссёров телевидения профессора В.Н. Карпова.

В 2003 года стал руководителем курса, в 2007 был избран заведующим кафедрой режиссуры телевидения. Выпускники А.Мелентьева – лауреаты многих российских и Международных кинофестивалей.
Фильмография

Избранная фильмография:
2013 – “Прозрение”, игровой, 1 час 25 мин., производство кинокомпаний “Юнифорс” и “Кинофабрика”

Телеспектакли:
«Остров Женщин», Расул Гамзатов
ЦТ, Гостелерадио ДАССР (1982)
Автор сценария и режиссер.

«Есть три заветных песни», Расул Гамзатов
ЦТ, Гостелерадио ДАССР (1983)
Автор сценария и режиссер.

Документальные фильмы на кинопленке:
1982 – «Гаммадовы», ЦТ, Главная редакция народного творчества

1983 – «Семья Гусейновых», ЦТ, Гостелерадио, ДАГССР
Телевизионные игровые многосерийные фильмы:
1994 – «Уикенд с детективом» (3 серии), «Петербург – 5 канал». Режиссер-постановщик

1996 – «Загадка доктора Никодима» (14 серий), Москва, «РТР». Режиссер-постановщик
Телевизионные игровые программы:
1998 – «Боярский двор» (3 серии), Москва, «РТР». Режиссер-постановщик

1998 – «Ночной экспресс» (3 серии), Москва, «РТР». Режиссер-постановщик
Документальные телевизионные фильмы:
1994 – «Страсти по Никасу или Евангелие от Софронова», Москва, «РТР»

1994 – «Опасные игры Камы Гинкаса», Москва, «РТР»
1995 – «Кама Гинкас. Три дня до премьеры», Москва, «РТР»
1997 – «Страсти по Кармен», «Петербург – 5 канал»
2000 – «Композитор Свиридов» (2 серии), «Петербург – 5 канал»
2003 – «Мравинский, которого знала я», Москва, «Культура»
1997 – 2000 – «Российский курьер» (10 фильмов из цикла о субъектах РФ), Москва, «Культура»
2001 – 2003 – «Малые города России» (8 фильмов из цикла), Москва, «Культура»
2000 – «Воскрешение» фильм-балет, Р. Вагнер, О. Виноградов, «Петербург – 5 канал»
2004 – «Хаджи-Мурат» фильм-опера, Л. Толстой, Ш. Чалаев, ТРК «Дагестан»
2005 – «Евгений Рейн», Москва, «Культура»
2005 – «Ирина Архипова» (2 серии), Москва, «Культура»
2007 – «Ширвани Чалаев. От Парижа до Хосреха», Москва, «Мир Кавказу»
Телевизионные программы:
1997 – «Галина Ковалева. Откровения», «Петербург – 5 канал»

1998 – «Вадим Репин. Только радость и счастье», «Петербург – 5 канал»
1998 – «Реквием» В. Моцарт, М. Янсонс, «Петербург – 5 канал»
1999 – «Свинг «Белые ночи». К 100-летию Дюка Элингтона», «Петербург – 5 канал»
2002 – «Первые 40 лет. Давид Голощекин», «Петербург – 5 канал»
Телевизионные цикловые программы:
1999 – «Царская ложа» (Валерий Гергиев, Фарух Рузиматов, Наталья Дудинская, Алла Осипенко и др.), Москва, «Культура»

1999 – «Кумиры. Режиссер Давид Карасик», Москва, «Культура» 2003 – 2005 – «Век Русского музея», 25 программ, Москва, «Культура»
2005 – 2006 – «Академия художеств», Юбилейный цикл к 300-летию Академии художеств, 15 программ, Москва, «Культура»
2003 – «Место в истории. Алла Осипенко» (премия ТЭФИ РЕГИОН – 2003), Санкт-Петербург, «Культура»